Пособие для нянь и родителей: методика раннего развития
При обучении и воспитании детей лучше всего применять различные методики воспитания, которые разработаны известными мудрыми детскими педагогами. В любой из этих методик можно почерпнуть что-то важное для воспитания собственного ребенка. Няня или родители могут с успехом применять такие воспитательные методики. Рассмотрим методику Сесиль Лупан.
Сесиль Лупан родилась в Бельгии, в Монсе в 1955 г. Она получила в Брюсселе профессию актрисы, и в течение 5 лет выступала на бельгийской сцене. В 1981 г. Сесиль поехала в США преподавать актерское мастерство. В тот период она была молодой матерью двух дочерей и изучала раннее обучение и развитие детей. Ее настолько увлекла эта деятельность, что она полностью посвятила себя ей. Она написала известную книгу: «Практическое руководство «Поверь в свое дитя», в которой изложила свою методику. Эту книгу можно порекомендовать прочитать няням, родителям, всем тем, кто интересуется воспитанием детей.
Один из важнейших принципов, который лег в основу методики Сесиль Лупан: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Она руководствовалась мыслью, что родителям важно учиться любить своих детей, учиться понимать их, дружить с ними. Родители – лучшие педагоги для своих детей, а детям, в первую очередь, требуется внимание-интерес, и лишь потом внимание-опека. Физический уход за ребенком стоит после духовного интереса, душевного внимания, дружбы, любви к детям. Проявляя к детям искренний интерес, родители могут помочь своим детям понять этот мир, понять свое место в нем, приобрести не просто новые знания, а постоянный интерес к дальнейшему совершенствованию.
Сесиль Лупан считала, что родители должны быть для своих детей педагогами. В связи с тем, что многие современные родители работают, а воспитание детей переложено на няню, то, значит, няне приходится заменять родителей и также стать для ребенка няней-педагогом. По методике Сесиль Лупан, учить детей необходимо, учитывая их склонности, а также возникающий у них интерес к тем или иным знаниям. Лучше всего ребенок учится, когда у него есть интерес к данному виду знаний, а не «из под палки». Сесиль считала, что если ребенок обязательно, ежедневно занимается сразу по нескольким предметам, то, постепенно, это вызывает у ребенка угасание интереса к новым занниям. Лучший базовый период для занятий – неделя, в течении которой ребенок учится чему-то новому, какому-либо предмету: рисованию, географии, истории исскусства и т.п., затем этот предмет меняется на другой. Если ребенок теряет на время интерес к какому- либо виду знаний, ничего страшного, через некоторое время можно возобновить занятия. Сесиль считает, что нужно время, чтобы знания отстоялись. Занятия стоит проводить в любых услових, на природе, во время чтения какой-либо книги, по географии и истории – в поездках. Жизнь, с ее многочисленными новыми впечатлениями и новой информацией учит не хуже любых учебников.
В методике уделяется большое внимание обучению плаванию новорожденных по системе Клэр Тиммерманс. Это важно, потому что вода, плавание способствует более раннему интеллектуальному развитию детей, не говоря уже об улучшении у них иммунитета и физического здоровья. Сесиль Лупан составила целые программы по обучению: географии, истории, истории искусств, рисованию, музыке и другим областям знаний, как для малышей, так и дошкольников. Но, при этом, Сесиль Лупан не дает конкретных четких рекомендаций: когда, как, чему учить ребенка. Ее советы – это скорее подсказки, для активизирования воображения родителей или няни.
Очень важно – развивать индивидуальность ребенка. Это не развитие в ребенке эгоизма, когда ребенок ставит свои интересы превыше других, а развитие так нызываемой «изюминки» в ребенке, того, что будет его отличать от других, при этом, подчеркивая лучшие качества его личности. Учить ребенка быть независимой личностью, не поддаваться влиянию толпы, иметь собственное мнение по разным вопросам жизни, уметь выходить за, навязанные обществом, рамки.
Необходимо заниматься развитием ребенка, но, в то же время, это не нужно выполнять каждую минуту общения с ребенком. С ребенком нужно и повозиться, и поиграть, и смеяться, и читать или рассказывать сказки, или просто сидеть рядом, прижавшись к другу другу, обняв друг друга и молчать. Такие моменты общения, единения не менее важны, чем периоды совместных открытий и обучения.
Воспитывая и обучая ребенка, всегда помните, что учится не только ум ребенка, но и его сердце. Поэтому, важно, чтобы любые занятия с ребенком проходили в атмосфере любви и взаимопонимания. Поддерживайте ребенка в его стремлении к творчеству, в случае неудач ребенка не ругайте его, а ласково и тепло поддержите, посочувствуйте и никогда не высмеивайте его неудачные попытки. Учите аккуратно и ненавязчиво.
Ритм жизни в последние годы возрос неимоверно, и часто, находясь в постоянном цейтноте, родители отмахиваются от своего такого любознательного ребенка. А этого делать ни в коем случае нельзя, потому что ребенок, какое-то время поприставав к родителям с различными вопросами и встретив с их стороны равнодушие и отмашки: «некогда, не приставай!», отвернется и больше не будет приходить к родителям ни с какими вопросами, а взаимопонимание и доверие между родителями и ребенком будет подорвано. Поэтому, очень важно всегда находить время для ребенка, время для того, чтобы ответить на его вопросы. Поверьте, это значительно важнее, чем курс биржевый акций или цены на недижимость. Это все временное и преходящее, а любовь и дружба – вечные ценности.
Ребенку надо давать и самостоятельность, чтобы он сам что-то познавал, о чем-либо размышлял. Чрезмерная опека может помешать творчеству и восприниматься, как нарушение границ личностного пространства.
Сесиль считала, что для ребенка очень важно научиться уважать мнение других, не осуждать других, потому что, тогда и другие будут уважать его мнение. Развитие уважения к другим, самоуважения – важный аспект развития ребенка. Для этого, необходимо, особенно в присутствии ребенка, относиться к другим людям уважительно и терпеливо, не осуждать взгляды других, даже если они отличаются от ваших собственных.
Дети, которые уверены, что их любят – быстрее и лучше разиваваются, с интересом и удовольствием постигают мир, учатся, стремятся узнать больше. Поэтому, надо открыто выражать свои чувства к ребенку, чаще обнимать, целовать детей, погладить по головке, поцеловать на ночь.
Если родители принимают на работу няню и поручают няне не только заботу о ребенке, но и воспитание ребенка, тогда необходимо, чтобы взгляды родителей и няни на воспитание детей совпадали. Поэтому, можно найти няню, которая знакома с методикой Сесиль Лупан и может ее применить при воспитании ребенка.