Мы лично общались с каждым, кого предлагаем:
Няня Гувернантка Домработница Семейная пара Водитель Сиделка Ещё...

Как няня может помочь ребенку научиться правильно говорить



Многие родители и няни сталкиваются с проблемой дефектов речи ребенка. Это может выражаться в том, что ребенок шепелявит или не произносит букву «р» или другие буквы, или вообще молчит или плохо разговаривает в том возрасте, когда другие дети уже бойко лепечут. Как правило, самое лучшее: родителям и няне получить совет специалиста – логопеда, который осмотрит ребенка, послушает его и сможет назначить какую-то помощь ребенку в развитии его речи. Почему родителям необходимо брать на прием к логопеду няню? Потому что родителям важно знать, что с речью ребенка, а, няне, постоянно находящейся с ребенком, необходимо дома заниматься с ребенком развитием речи.

Давайте обратимся к советам Надежды Жуковой, известного специалиста-логопеда, кандидата педагогических наук, автора таких книг, как «Логопедия», «Я говорю правильно! От первых уроков устной речи к «Букварю», «Я пишу правильно! От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать», «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи».

Как говорит Надежда Жукова, речь – проявление психических процессов, выходящее наружу в виде слов, манеры говорить, словарного запаса, умения строить предложения и т.д.

Институт коррекционной педагогики определяет срок лечения дефектов речи ребенка одним годом, но все индивидуально и лечение дефектов может пройти как быстрее, так и затянуться на годы. Сначала надо обратиться в детскую поликлинику по месту жительства. Ребенка обследует логопед, а таже педиатр и невропатолог. Такое детальное обследование необходимо потому, что нарушение речи часто связано с задержкой психического развития. Если дефекты речи сильно выражены – можно определить ребенка в специализированный логопедический детский сад, в которых – дети с четко выраженными задержками речевого развития. Подобный детский сад поможет не травмировать ребенка, потому что никто не будет над ним смеяться, что он неправильно говорит, он будет находиться в среде таких же детей и кроме того, с ним будут усиленно заниматься.

В таком детском саду несколько направлений:

  • группы общего недоразвития речи (ОНР) – ребенок не может правильно согласовывать слова и строить предложения. За таким дефектом всегда стоит задержка в умственном развитии.
  • группы заикающихся – когда ребенок тянет слова или ему требуется время, чтобы что-то сказать.
  • группы фонетико-фонематического недоразвития – когда ребенок не произносит какие-либо буквы, делает ошибки при чтении, когда у ребенка небольшой словарный запас, ребенок слишком быстро произносит слова и т.п.

    Логопед – не врач, а педагог, который подбирает ребенку правильную методику для исправления его речевых дефектов. Причин дефектов речи может быть много: наследственность, родовая травма, потрясение, связанное со страхом, пережитое ребенком в раннем возрасте, заболевание, неблагоприятная беременность у матери, конфликты в семье и т.д. Дефекты речи могут развиться в результате недостатка внимания, тепла, ласки и заботы у ребенка, и, как следствие, недостатка общения. Если с ребенком мало разговаривают, мало читают и рассказывают сказки, не поют колыбельных, не выслушивают о его радостях и бедах каждый день, то ребенок может мало говорить или говорить плохо. Психологические травмы детей – например, проявляемое по отношению к ним насилие в семьях или на улице, также может проявиться в появлении дефектов речи. Если дефекты речи небольшие – то ребенку может помочь логопед + занятия с ролителями или няней дома. В случае серьезных нарушений речи помощь логопеда должна усиливаться занятиями с психологом и невропатологом. Логопед должен обязательно приглашать на свои занятия, или хотя бы на часть занятий, родителей или няню, чтобы они посмотрели, как надо правильно заниматься с ребенком исправлением нарушений речи.

    Чем можно помочь ребенку:
  • родители или няня должны регулярно выполнять, разивающие речь, упражнения, при этом, никогда не ругать ребенка за его дефекты речи, не смеяться над этим, не торопить ребенка, а проявлять терпение и мягкость.
  • хорошими развивающими упражнениями являются считалки и скороговорки, например: «на дворе – трава, на траве – дрова» и т.п.
  • как можно больше читать ребенку сказки и стихи, особенно хороши стихи С. Я. Маршака, его переводы английской поэзии, стихи Корнея Чуковского, Агнии Барто, поэтические сказки Пушкина. Они легко читаются, легко запоминаются и можно попросить ребенка повторить за няней или родителями стихи для тренировки речи.
  • няне или родителям учить вместе с ребенком как можно больше разных стихов, коротеньких четверостиший – веселых, легких, простых. Ничего, если ребенок вначале трудно запоминает или медленно повторяет, не ругать его за это, а спокойно помогать.
  • петь вместе с ребенком песенки – например, песенки из известных мультфильмов и детских кинофильмов, ставить кассету или включать видео или DVD фильм, мультфильм и петь с ребенком вместе. Те же песенки Винни Пуха, Крокодила Гены и т.д. легко запоминаются и помогут ребенку легче говорить.
  • учить ребенка буквам, чтобы ребенок начинал читать сам и лучше, если вначале он будет читать вслух.
  • позаниматься с ребенком по методике Марии Монтессори, которая создала много интересных развивающих игр, в первую очередь умственного развития детей. Мария Монтессори занималась с отстающими в развитии детьми, которые начинали после прохождения занятий не только догонять своих сверстников, но даже порой обгонять их. Игры и занятия Марии Монтессори помогут и в развитии речи.
  • как можно больше давать ребенку таких игр, при которых бы ребенок что-то собирал пальчиками, например из маленьких деталей собирал домики и т.п. Опять же, обращаясь к методике Марии Монтессори, развитие работы пальцев ребенка приводит к лучшему развитию головного мозга, и, как следствие, речевого аппарата. Подойдут конструкторы «Лего», состоящие из множества маленьких деталек, пазлы, которые состоят из маленьких кусочков разноцветного картона.
  • купить специальные книги хороших профессиональных логопедов, в которых описываются разнообразные упражнения и сначала изучить их родителям и няне, а потом заниматься с ребенком по ним.

    Этапы становления речи ребенка
    Как считает Надежда Жукова, проблемы с речью чаще всего начинаются в 3-4 года. До этого возраста многие дети произносят какие-то слова неправильно и правильная речь налаживается у ребенка постепенно. Но если после 3-4 лет ребенок по-прежнему говорит неправильно, на это уже стоит обратить внимание. Жукова советует в первую очередь при определении дефектов речи обращать внимание не на то, как ребенок произносит те или иные слова, а на то, как он строит словосочетания и фразы.
  • 1-1,5 года – ребенок учится понимать речь, пробует произносить отдельные слова и слоги, предложениями еще не говорит. В это время, с ребенком родителям или няне хорошо заниматься подражательными упражнениями: почирикать, как птичка: пи-пи-пи, воспроизвести, как машина гудит: у-у-у, как лошадь бежит – цок-цок, как идет бычок - о-о-о и т.п.
  • 1,5-3 года – у ребенка уже сформирована базовая речь, появляется определенный словарный запас, который постоянно расширяется. На данном этапе происходит исправление звуков и формирование уже грамотной речи, причем, не только в произношении слов, но и в правильном построении фраз и предложений.
  • 3-6 лет – речь ребенка становится все ярче и богаче, появляются более сложные предложения, яркие сравнения, причастные и деепричастные обороты. Ребенок учится в этом возрасте читать и писать.