Как няня может помочь ребенку научиться правильно говорить
Многие родители и няни сталкиваются с проблемой дефектов речи ребенка. Это может выражаться в том, что ребенок шепелявит или не произносит букву «р» или другие буквы, или вообще молчит или плохо разговаривает в том возрасте, когда другие дети уже бойко лепечут. Как правило, самое лучшее: родителям и няне получить совет специалиста – логопеда, который осмотрит ребенка, послушает его и сможет назначить какую-то помощь ребенку в развитии его речи. Почему родителям необходимо брать на прием к логопеду няню? Потому что родителям важно знать, что с речью ребенка, а, няне, постоянно находящейся с ребенком, необходимо дома заниматься с ребенком развитием речи.
Давайте обратимся к советам Надежды Жуковой, известного специалиста-логопеда, кандидата педагогических наук, автора таких книг, как «Логопедия», «Я говорю правильно! От первых уроков устной речи к «Букварю», «Я пишу правильно! От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать», «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи».
Как говорит Надежда Жукова, речь – проявление психических процессов, выходящее наружу в виде слов, манеры говорить, словарного запаса, умения строить предложения и т.д.
Институт коррекционной педагогики определяет срок лечения дефектов речи ребенка одним годом, но все индивидуально и лечение дефектов может пройти как быстрее, так и затянуться на годы. Сначала надо обратиться в детскую поликлинику по месту жительства. Ребенка обследует логопед, а таже педиатр и невропатолог. Такое детальное обследование необходимо потому, что нарушение речи часто связано с задержкой психического развития. Если дефекты речи сильно выражены – можно определить ребенка в специализированный логопедический детский сад, в которых – дети с четко выраженными задержками речевого развития. Подобный детский сад поможет не травмировать ребенка, потому что никто не будет над ним смеяться, что он неправильно говорит, он будет находиться в среде таких же детей и кроме того, с ним будут усиленно заниматься.
В таком детском саду несколько направлений:
Логопед – не врач, а педагог, который подбирает ребенку правильную методику для исправления его речевых дефектов. Причин дефектов речи может быть много: наследственность, родовая травма, потрясение, связанное со страхом, пережитое ребенком в раннем возрасте, заболевание, неблагоприятная беременность у матери, конфликты в семье и т.д. Дефекты речи могут развиться в результате недостатка внимания, тепла, ласки и заботы у ребенка, и, как следствие, недостатка общения. Если с ребенком мало разговаривают, мало читают и рассказывают сказки, не поют колыбельных, не выслушивают о его радостях и бедах каждый день, то ребенок может мало говорить или говорить плохо. Психологические травмы детей – например, проявляемое по отношению к ним насилие в семьях или на улице, также может проявиться в появлении дефектов речи. Если дефекты речи небольшие – то ребенку может помочь логопед + занятия с ролителями или няней дома. В случае серьезных нарушений речи помощь логопеда должна усиливаться занятиями с психологом и невропатологом. Логопед должен обязательно приглашать на свои занятия, или хотя бы на часть занятий, родителей или няню, чтобы они посмотрели, как надо правильно заниматься с ребенком исправлением нарушений речи.
Чем можно помочь ребенку:
Этапы становления речи ребенка
Как считает Надежда Жукова, проблемы с речью чаще всего начинаются в 3-4 года. До этого возраста многие дети произносят какие-то слова неправильно и правильная речь налаживается у ребенка постепенно. Но если после 3-4 лет ребенок по-прежнему говорит неправильно, на это уже стоит обратить внимание. Жукова советует в первую очередь при определении дефектов речи обращать внимание не на то, как ребенок произносит те или иные слова, а на то, как он строит словосочетания и фразы.